Как в России реализуется закон о горячем питании для школьников
|Вместе с руководителем рабочей группы ГД по парламентскому контролю за исполнением этого закона Геннадием Онищенко рассказываем, какие проблемы есть и что делается для их решения
В соответствии с законом с 1 сентября 2020 года все ученики начальной школы в государственных и муниципальных образовательных организациях должны быть обеспечены бесплатным горячим питанием. Закон был принят Государственной Думой в третьем чтении 18 февраля 2020 года.
4 февраля 2021 года состоялось заседание группы при Комитете по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях под председательством Геннадия Онищенко.
«С момента введения закона в действие это было восьмое совещание. Оно было посвящено трем вопросам», — рассказал Геннадий Онищенко. Он отметил, что закон о горячем питании сложный и мультипликативный, и назвал его «самым здоровьесберегающим законом, который был принят в VII созыве ГД».
О росте цен
Первый вопрос — рост цен на продукты и на сырье и его влияние на питание школьников. «Индекс-дефлятор у нас был 4,5 %, а цены реально выросли гораздо больше», — отметил Геннадий Онищенко (Индекс-дефлятор — это коэффициент, применяемый для перевода в постоянные цены экономических показателей, рассчитанных в ценах текущего периода. — Прим. ред.).
«Мы выслушали доклад Министерства просвещения, Министерства финансов, послушали регионы, например Приморский край», — сказал он. «Какой нашли механизм регионы? Ряд регионов повысили индекс-дефляторы, но за школьное питание платили своим бюджетом. Серьезным вопросом явилось то, что для регионов, приравненных к Крайнему Северу, индекс-дефлятор должен быть 10–15 %, а у нас средний — 1,4 %», — отметил Геннадий Онищенко.
О проблемах с инфраструктурой
Второй вопрос — инфраструктура. На заседании рабочей группы это тоже подробно обсудили. «Инфраструктура у нас устарела, а нагрузка на нее увеличилась», — обозначил проблему Геннадий Онищенко.
«Из 16,6 млн школьников мы кормим 7 млн — это те, на кого выделены средства федерального бюджета», — напомнил он.
«Надо менять инфраструктуру. Нам нужно вводить новые технологии, отдавать задачу на аутсорсинг специальным предприятиям, которые будут в школы привозить полуфабрикаты высокой степени готовности», — считает Геннадий Онищенко.
Он отметил деятельность Министерства промышленности и торговли. «В докладе ведомства заявлено, что всю линейку оборудования теплового, холодильного и вспомогательного для собственно школьных пищеблоков мы обеспечиваем, у нас есть большая инфраструктура для создания отдельных предприятий, выведенных из школьных зданий пищеблоков, которые готовят по промышленным технологиям», — сообщил Геннадий Онищенко. Сегодня Министерство напрямую работает с теми регионами, которые начали выделять деньги на переоснащение пищеблоков.
«Задача у нас — принять региональные программы переоборудования, модернизации пищеблоков и затем выйти на федеральную программу. Но это пока мечта», — сказал депутат.
«У нас пока нет печки, от которой нужно плясать. Мы считаем исходя из денег, а нам надо считать от той физиологической нормы, которую ребенок должен получать в школе. А потом уже считать деньги», — подчеркнул Геннадий Онищенко.
Об исполнении принятых решений
Геннадий Онищенко допустил внесение поправок в закон о горячем питании для школьников — это цель парламентского контроля за исполнением принятых решений.
«Мы для чего этим занимаемся? Для того чтобы вовремя на законодательном уровне реагировать», — сказал он. Одним из важных вопросов, требующих реакции, отметил депутат, стала невозможность обеспечения детей горячим питанием, пока они учатся на удаленке. Это необходимо решить на федеральном уровне.
Бесплатное питание в школах, считает Геннадий Онищенко, стоит распространить на всех детей. «Питание детей в школе должно быть как бесплатный учебник», — уверен он.