Как взыскать ущерб от порочащего комментария в соцсетях

Исключительно актуальное на сегодняшний день разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда пересмотрел итоги спора фирмы и автора негативных отзывов о ней в соцсетях. Там был опубликован критический комментарий действий организации, которая работает в системе ЖКХ. Фирма пришла к выводу, что эта информация порочит ее деловую репутацию, и пошла в суд.

Местные суды с фирмой согласились и взыскали в ее пользу компенсацию. Но Верховный суд подчеркнул, что в таких делах заявители могут только возместить ущерб. Истец должен подтвердить, что у него есть определенная репутация, и объяснить, как именно она пострадала.

Это решение первым заметил портал «Право.ru».

В соцсети «ВКонтакте» есть группа, которая была крайне недовольна работой фирмы. Это сообщество, судя по описанию, было создано для борьбы с деятельностью ПАО «Городские инновационные технологии» и организаций, входящих с ним в один холдинг. Однажды там появился комментарий пользователя о компании, работающей в сфере городского хозяйства. В нем утверждалось, что организация подделывает протоколы собраний собственников. А еще автор заявила, что «все жильцы хотят избавиться от этих самозванцев».

Фирма обиделась и пошла в суд с иском к автору. Организация настаивала, что информация в публикации порочит ее деловую репутацию, требовала компенсации и извинений.

Фирма в суде объяснила, что сообщество, где разместили комментарий, — открытое. Его увидит «неопределенный круг лиц». И вот они читают, что фирма подделывала протоколы. А это ложь, которая вредит деловой репутации.

Дело слушал Московский райсуд Санкт-Петербурга. Он признал порочащими деловую репутацию слова из комментария, что организация подделывает протоколы, и слово «самозванцы». Автора обязали удалить комментарий и разместить в группе опровержение. Проигравшая дама пыталась обжаловать это решение. В апелляции она настаивала, что в комментарии идет речь не о самой фирме, а подконтрольной ей организации. Но Санкт-Петербургский горсуд сказал: из публикации непонятно, что текст относится к другой компании. Апелляция оставила решение без изменения. Кассация с этим согласилась.

Обиженная дама пошла в Верховный суд. Там Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что юридическое лицо не может испытывать моральные и нравственные страдания, поэтому не вправе требовать компенсацию*.

Защитить деловую репутацию компании можно именно путем возмещения причиненного ущерба. При этом должно быть одновременно совпадение трех условий. Первое — есть противоправное действие со стороны автора комментария. Второе — наступили неблагоприятные последствия этих действий для фирмы. И третье — существует связь между действиями автора поста и возникновением последствий для организации.

ВС объяснил, в чем может выражаться противоправный характер действий автора комментария. Он должен сообщить порочащую и ложную информацию хотя бы одному лицу, выступив публично, заявив об этом в СМИ, опубликовав пост в интернете.

 

«Самого распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения», — сказал ВС.

Высокая судебная инстанция подчеркнула, что организация в таких спорах должна подтвердить, что у нее есть сформированная репутация в той или иной сфере деловых отношений. А главное — доказать, что распространение порочащих сведений привело к неблагоприятным последствиям, например снизился уровень доверия к бренду или компании.

В итоге ВС отменил все принятые по этому спору решения и вернул дело на новое рассмотрение.

Эксперты подчеркивают, что таких дел становится все больше и они сталкиваются с тем, что сложно доказать, насколько репутация снизилась из-за порочащей публикации.

Поэтому специалисты советуют: в случае с крупными компаниями можно провести, к примеру, социологическое исследование степени узнаваемости компании, ее деловой репутации и того, как люди оценивают информацию, распространенную в отношении нее,

Но эксперты указывают и на то, что такие исследования недешевы, а взыскиваемые с обидчиков суммы смехотворны. В результате этого компании лишаются главного рычага воздействия на потенциальных нарушителей — экономического, признают юристы.

Пока такая категория споров весьма трудозатратна. Нередко требуется проводить лингвистические экспертизы. Поэтому компании не слишком часто инициируют подобные споры именно ради взыскания убытков. Чаще всего фирмы обращаются в суд только в случаях, когда распространение информации причиняет вред больший, чем негативные последствия от самого спора.

Но тенденция на расширение географии таких исков уже очевидна всем. Ведь даже статистические данные судов говорят, что в последние годы количество исков о защите деловой репутации существенно выросло. Правда, они далеко не всегда заканчиваются победой организаций.

Юристы подчеркивают: в удовлетворении требований суды отказывают чаще всего в трех случаях: когда по публикации в соцсетях нельзя установить лицо, о котором распространены сведения, если публикация в соцсетях содержит оценочные суждения и, главное, если порочащий характер сведений не подтверждается доказательствами.

 

*Определение Верховного суда N 78-КГ22-44-К3

Российская газета — Федеральный выпуск: №282(8930)

Поделиться: