Что такое социальный контракт и как его получить от государства
|Что такое социальный контракт?
Социальный контракт — это соглашение между органами социальной защиты и человеком или семьями, доход которых по независящим от них причинам прожиточного минимума. Получали помощи берут на себя определенные обязательства, например, трудоустроиться, открыть собственное дело, наладить личное подсобное хозяйство. Заключить социальный контракт с государством могут малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане.
Количество социальных контрактов и объем их финансирования увеличивается ежегодно. Так, если в 2019 году данный вид помощи оказали 3 539 гражданам на общую сумму 291,8 миллионов рублей, то по итогам 2023 года заключены 6 573 социальных контракта на общую сумму 822,2 миллиона рублей.
Чтобы заключить социальный контракт необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства или в администрацию муниципального образования по месту жительства. Также, можно подать заявление через портал e-yakutia.
Первый заместитель министра труда и социального развития Якутии Альбина Трубина отметила, что в целях снижения бедности внедряются механизмы по персонализированному социальному сопровождению граждан, продолжается и расширяется государственная социальная помощь на основании социального контракта.
«Мы будем работать как по персонализированному сопровождению семей с низкими доходами по выводу их из трудной жизненной ситуации, в том числе с выработкой особых подходов в Арктических районах и будем повышать эффективность социальных контрактов», — сказала первый замминистра.
Отметим, 29 февраля текущего года Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию одной из самых острых проблем назвал невысокие доходы, с которыми сталкиваются в том числе многодетные семьи. При этом одной из самых действенных мер борьбы с бедностью был озвучен социальный контракт.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 апреля 2022 № 203 «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Саха (Якутия)» государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам по следующим направлениям:
а) поиск работы;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
в) ведение личного подсобного хозяйства;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (в рамках «социальных пакетов»);
д) специальная программа для инвалидов трудоспособного возраста;
е) с 2024 года внедрена специальная программа для неработающих пенсионеров.
Поиск работы
С момента заключения социального контракта на поиск работы, малоимущему гражданину перечисляется денежная выплата в размере одной величины прожиточного минимума (29 758 рублей — в арктических районах, 24 925 рублей – в центральных районах).
Далее гражданин может пройти обучение/переобучение со сроком не более 3 месяцев. Стоимость курса обучения выплачивается в полном размере, но не более 30 000 рублей. Обучающая организация обязательно должна иметь лицензию на ведение образовательной деятельности. В период обучения гражданину ежемесячно выплачивается стипендия в размере 0,5 от величины прожиточного минимума на период обучения.
Также в рамках реализации данного направления работодателю (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) компенсируется прохождение стажировки в размере, который не превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды. Продолжительность выплаты составляет не более 3-х месяцев.
С даты подтверждения факта трудоустройства гражданина, орган социальной защиты населения в течение 3-х месяцев перечисляет ежемесячные денежные выплаты в размере 1 ВПМ.
Таким образом, максимальный размер помощи может составить от 355 тысяч (центральные районы) до 404 тысяч рублей (арктический районы).
Отметим, продолжительность социального контракта зависит от мероприятий, включенных в программу социальной адаптации, но не превышает 9-ти месяцев.
Ведение личного подсобного хозяйства
Размер денежной выплаты гражданину, заключившему социальный контракт на реализацию мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства, составляет не более 500 тысяч рублей в зависимости от плана ведения личного подсобного хозяйства. Срок социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства составляет не более 12 месяцев.
Обязательным условием для открытия личного подсобного хозяйства является наличие у заявителя земельного участка со статусом «для ведения личного подсобного хозяйства».
Гражданин, заключивший социальный контракт может получить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование. Управление выплачивает гражданину стоимость курса обучения, но не более 30 000 рублей.
Гражданин в период действия социального контракта обязан встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). В случае ее прекращения в период действия социального контракта, а также в течение 12 месяцев со дня завершения периода социального контракта по собственной инициативе должен возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Отмечаем, что с этого года единовременная выплата на открытие собственного дела выплачивается только после регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности
Срок социального контракта на осуществление ИП — не более 12 месяцев.
Денежная выплата гражданину на реализацию мероприятия «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» составляет единовременно не более 500 000 рублей в зависимости от бизнес-плана, одобренного комиссией. На оказанную государственную социальную помощь могут приобрести основные средства, организационную технику и оборудования, использование которых связано с заявленным видом деятельности.
Гражданин, заключивший социальный контракт может получить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование. Управление выплачивает гражданину стоимость курса обучения, но не более 30 000 рублей.
Гражданин в период действия социального контракта обязан встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). В случае ее прекращения в период действия социального контракта, а также в течение 12 месяцев со дня завершения периода социального контракта по собственной инициативе должен возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Отметим, что с этого года единовременная выплата на открытие собственного дела выплачивается только после регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по данному мероприятию не является материальной помощью, заключается социальный контракт по данному мероприятию с гражданами для преодоления конкретной трудной жизненной ситуации. По данному мероприятию в приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, проживающим в семьях с детьми, но не исключает возможности получения такового одиноким гражданами. По данному направлению обязательным является выявление трудной жизненной ситуации, определение потенциала семьи по ее преодолению, восстановление трудовых функций членов семьи посредством оказания содействия семье в занятости (самозанятости), иных активных действий. Данное мероприятие реализуются при обязательном социальном сопровождении органов, реализующих программу социальной адаптации. Период сопровождения устанавливается в рамках, рекомендованных «социальных пакетов».
Результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по данному направлению является выполнение мероприятий программы социальной адаптации и выход из конкретной трудной жизненной ситуации.
В рамках реализации данного направления гражданам предлагаются готовые «социальные пакеты» исходя из жизненной ситуации заявителя и (или) его семьи.
На 2024 год предлагаются следующие «социальные пакеты» — «Точка опоры», «Кочевая семья», «Забота», «Социальный навигатор», «Верный шаг».
Специальная программа для инвалидов трудоспособного возраста
Специальная программа для инвалидов трудоспособного возраста, прошедших профессиональное обучение и (или) трудовую реабилитацию, направленная на обеспечение занятости инвалидов трудоспособного возраста и повышение уровня доходов инвалида за счет собственных активных действий, в том числе с помощью индивидуального сопровождения.
Социальные контракты в рамках специальной программы могут быть заключены с инвалидами трудоспособного возраста, среднедушевой доход которых не превышает 1,5 кратную ВПМ на душу населения.
В 2024 году 1,5 кратный размер ВПМ на душу населения составляет:
в I зоне составляет 40 951,5 руб.,
во II зоне – 34 300,5 рублей.
В рамках реализации данного мероприятия может быть произведена единовременная выплата до 500 тыс. рублей при выборе гражданином мероприятий «ведение личного подсобного хозяйства» или «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
Результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по данному направлению является регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход, выполнение мероприятий программы социальной адаптации и повышение дохода.
Специальная программа для неработающих пенсионеров
Специальная программа для пенсионеров — специальная программа для неработающих пенсионеров, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по зонам Республики Саха (Якутия), направленная на обеспечение занятости гражданина пенсионного возраста и повышение уровня доходов пенсионера за счет собственных активных действий, в том числе с помощью индивидуального сопровождения.
В рамках реализации данной специальной программы рекомендуется заключать с гражданами пенсионного возраста не старше 70 лет.
В 2024 году 1,5 кратный размер ВПМ на душу населения составляет:
в I зоне составляет 40 951,5 руб.,
во II зоне – 34 300,5 рублей.
В рамках реализации данного мероприятия может быть оказана помощь производится единовременная выплата до 500 тыс. рублей при выборе гражданином мероприятий «ведение личного подсобного хозяйства» или «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
Какие документы нужны?
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии паспортов или копии других документов, удостоверяющих личность заявителя и членов семьи;
б) документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, об усыновлении (удочерении), судебные решения);
в) справки, подтверждающие доходы членов семьи получателя за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи;
г) выписка из похозяйственной книги администрации муниципального образования, подтверждающая наличие земельного участка (на ведение личного подсобного хозяйства);
д) трудовая книжка установленного образца и (или) сведения о трудовой деятельности, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;
е) реквизиты лицевого счета;
ж) бизнес-план для осуществления предпринимательской деятельности, план развития личного подсобного хозяйства с указанием планируемых мероприятий, сроков их реализации и расчета финансовых затрат (смета), требуемых для их выполнения;
з) документ, подтверждающий факт нахождения в трудной жизненной ситуации:
и) документ, подтверждающий тестирование для определения уровня предпринимательских компетенций, которое проводится с использованием цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.мсп.рф).
Обязанности гражданина, заключившего социальный контракт
— предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;
— представлять в управление ежемесячно информацию о ходе исполнения социального контракта, в том числе о целевом расходовании денежной выплаты, а также сведения, подтверждающие расходование денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных социальным контрактом;
— своевременно уведомить управление о досрочном прекращении социального контракта в случае наступления обстоятельств, влекущих прекращение социального контракта;
— представлять по запросу управления информацию об условиях своей жизни (жизни своей семьи) в течение 3 лет со дня окончания срока действия социального контракта;
-возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
Для заключения социального контракта гражданин подает заявление по установленной форме в администрацию муниципального образования по месту жительства, орган социальной защиты или через портал e-yakutia.
Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
Пресс-служба Министерства труда и социального развития Якутии