Как новый закон о локализации такси повлияет на рынок

Принятие закона о локализации такси приведет к росту цен на поездки

Таксистов, работающих в России, пересадят на отечественный транспорт. Посвященный этому закон приняла Госдума. Депутаты после консультаций с правительством и бизнесом смягчили документ, чтобы не создать риски дефицита машин такси. Но по мнению экспертов новый закон поможет производителям автомобилей. Но от такого нововведения могут вырасти цены на такси.

Меры принимаются по поручению президента РФ: Владимир Путин еще в начале июня 2023 года поручил рассмотреть и разработать требования к локализации производства автомобилей такси. «Если коротко, то законопроект о том, чтобы мы ездили на автомобилях такси, которые отечественные или в высокой доле собираются и производятся на территории РФ. Практика эта достаточно распространенная, многие страны так делают», — изложил суть первый зампред Комитета ГД по транспорту Павел Федяев.

Поддержка отечественного автопрома — цель понятная, но тут, как говорится, есть нюансы. Законопроект, который прошел первое чтение еще в начале прошлого года, породил множество споров. Бизнес-сообщества заявили, что документ, обрушившись на рынок в таком виде, замедлит обновление автопарков, создаст проблемы для самозанятых водителей.

Если сами не будем развивать свое автомобилестроение, его за нас никто развивать не будет, пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин

Изначально парламентарии предлагали закрепить правило, по которому уже с 1 октября 2025 года все приобретаемые для легковых перевозок автомобили должны быть произведены в России. Под заявленные критерии подпадали только модели «АвтоВАЗа» с большой долей локализации, а также отдельные модели «Москвича», еще некоторые немассовые модели.

После длительных консультаций с кабмином и бизнесом депутаты вышли на компромиссный вариант. «В итоге предложена норма, в соответствии с которой перечень производителей расширяется», — пояснил председатель Госдумы Вячеслав Володин. На пленарном заседании он заявил, что планируется учесть региональную специфику, и в итоге нормы закона охватят продукцию заводов и Калининграда, и Москвы, и Тулы, и Дальнего Востока, и Самарской области, и Санкт-Петербурга. В целом же такие меры принимать необходимо, уверен он: «Когда против нас такое количество санкций, вызовов, угроз, плюс демпингуют в мире для того, чтобы свою продукцию нам затолкать, — понятно, что если сами не будем развивать свое автомобилестроение, его за нас никто развивать не будет».

Еще важный момент, который выделил спикер Госдумы, — в качестве такси можно будет использовать машины, произведенные по специальным инвестиционным контрактам.

Речь в первую очередь о тех договорах, которые заключены в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Это тоже важное смягчение. В целом переход на новые нормы будет постепенным. Он начнется с 1 марта 2026 года и для подавляющего большинства регионов завершится 1 января 2033 года — с этого срока единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию либо решение правительства.

Высокие расходы на замену автомобиля и долгая окупаемость приведут к уходу из отрасли до 51% водителей, а это 507 тысяч человек

Исключение сделано для ряда регионов. Требования к машинам такси в Калининградской области и Сибирском федеральном округе не будут применяться до 1 марта 2028 года, а в регионах Дальневосточного федерального округа — до 1 марта 2030-го.

Но и здесь есть нюансы. Как выживать при новых правилах тем, кто работает в такси не по найму, а в качестве индивидуального предпринимателя или вообще самозанятого? Это оценили экономисты НИУ ВШЭ.

Они пришли к выводу, что федеральный бюджет может недополучить около 350 млрд рублей в течение трех лет из-за снижения налоговых поступлений от ухода водителей «в тень», а также таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили. Они обратили внимание, что в течение нескольких лет самозанятые потеряют доступ к работе в такси, расходы таксопарков вырастут, что приведет к убыточной деятельности большей части перевозчиков. В результате водители будут уходить из отрасли, дефицит кадров в такси может увеличиться до 500 тыс. человек в течение трех лет.

Эксперты Аналитического центра при правительстве тоже оценили последствия принимаемых поправок. «Расходы на приведение действующего парка такси в соответствие с законопроектом по карману далеко не каждому, и в результате отрасль может недосчитаться примерно половины работающих сегодня водителей. Причем сильнее других пострадают частично занятые водители, играющие ключевую роль на рынке сразу пяти федеральных округов. Что же касается тарифов, то на горизонте 5-7 лет можно ожидать их существенный рост», — говорится в их исследовании.

Новые автомобили, подходящие для такси, стоят вдвое дороже подержанных, и цены на них растут быстрее. В таксопарках в среднем по стране доля машин, соответствующих требованиям законопроекта, — не более 20%. В Дальневосточном же федеральном округе доля импортных автомобилей 96%.

Увеличение расходов на обновление автомобилей аналитики прогнозируют для всех групп рынка, но наибольшие издержки почувствуют водители частичной занятости на собственном автомобиле. Высокие расходы на замену автомобиля и долгая окупаемость приведут к уходу из отрасли до 51% водителей, около 507 тысяч человек, считают они.

Впрочем, глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев сообщил, что тех, кто стал работать в такси раньше принятия поправок в закон, новые требования не коснутся. Закон обратной силы не имеет. По его словам, никому не придется продавать имеющийся импортный или нелокализованный автомобиль такси, чтобы принудительно поменять его на высоколокализованный аналог.

Однако руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус обратил внимание на то, что закон ставит жесткий запрет на использование машин, выпущенных в рамках Специального инвестиционного контракта после марта 2025 года. А что делать с теми производителями, которые заключат такие контракты позже? У них можно закупать машины для такси?

Так на чем будут передвигаться граждане после вступления в силу нового закона? И чего им это будет стоить?

Очевидно, что таксопарки смогут закупать только LADA. Нынешнее разнообразие классов — «эконом», «бизнес», «премиум» — сойдет на нет. Не производятся в России машины таких классов.

Как пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, такси снова станет роскошью, а не средством передвижения. Цены на эти услуги будут расти. Поскольку таксистам и таксопаркам надо будет компенсировать и закупку новых авто, и их ремонт, чтобы машины не простаивали. И никаких субсидий для них не предусмотрено. Но нашим людям не привыкать к таким условиям, потому что и раньше они в булочную на такси не ездили.

Источник: https://www.rg.ru/2025/05/13/shashki-ili-na-vylet.html

Прокрутить вверх