19 июня вступает в силу новый закон о местном самоуправлении
Новый закон о местном самоуправлении вступает в силу с 19 июня. Он детально прописывает систему самой близкой к народу власти — местной. Главная цель — сделать власть на муниципальном уровне более эффективной.
Важный момент: система становится гибкой. Не будет единой схемы, по которой должна выстраиваться власть во всех регионах. Наоборот, каждый регион сможет выбрать, какую модель для местного самоуправления установить.
Есть два варианта. Первый: регионы смогут сохранить двухуровневую систему местного самоуправления. В таком случае там продолжат действовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения.
Второй вариант: перейти на одноуровневую систему. Тогда бывший сельсовет станет филиалом районной администрации.
Решать, какую именно систему выбрать, региональные власти будут с учетом мнения людей и сложившихся традиций. Главное, что закон детально прописывает полномочия властей разного уровня, кто чем должен заниматься.
В законе предусмотрены максимально гибкие механизмы, они позволят учитывать общую специфику и региона, и отдельных муниципалитетов
Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в беседе с «Российской газетой» отметил, что для людей не важно, какой уровень власти отвечает за то, что будут построены дома, отремонтированы дороги, обеспечены местами в детских садах дети и так далее. Главное, чтобы все работало и жизнь становилась комфортной.
«На муниципальном уровне должны оставаться те полномочия, с которыми органы местного самоуправления могут справляться и на которые у них достаточно средств в местном бюджете, — говорит Крашенинников. — Принцип единства системы публичной власти — это далеко не пустой звук, он предполагает согласованную работу всех уровней власти как единого целого».
Какую бы систему в регионах не приняли, массового увольнения чиновников из сельсоветов быть не должно. Для оперативного решения задач местного самоуправления предусматривается возможность создания территориальных органов местной администрации, а в случае перехода на одноуровневую систему должны быть в обязательном порядке созданы территориальные органы местной администрации, куда на работу может перейти сложившийся и опытный кадровый состав с сохранением уровня гарантий не ниже имевшегося.
Иными словами, в ходе реформы старые органы власти могут стать по сути филиалами новых местных администраций. Таким образом и ценные кадры сохранятся, и местная власть не удалится от народа.
«При едином управлении исчезает возможность перекладывать ответственность между уровнями власти, — подчеркнул Крашенинников. — Действуют общие стандарты, например, при установлении тарифов, оказании услуг. Чем проще управление, тем эффективнее распределяются ресурсы, проще понимать: кто за что отвечает и куда и по какому вопросу идти гражданам. Единый орган оперативнее принимает решение и быстрее реагирует на проблемы. И так далее».
При этом, как заявляет Крашенинников, не надо сводить этот закон только к уровням моделей. «Главное в нем — развитие и совершенствование местного самоуправления. У нас нет задачи всех стричь под одну гребенку. В законе как раз и предусмотрены максимально гибкие механизмы, они позволят учитывать и общую специфику региона, и отдельных муниципалитетов», — говорит он.
Введено четыре способа избрания главы муниципального образования.
«Первый вариант — мэр избирается на муниципальных выборах. Второй — представительным органом из числа депутатов. Третий — представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. И четвертый — почти как третий, но из числа представленных конкурсной комиссией», — объясняет Крашенинников.
Острый вопрос, который часто задают эксперты: не окажутся ли при новых правилах мэры в слишком большой зависимости от губернаторов? Ведь мэр прежде всего должен думать о том, как сделать лучше народу, а не о том, как угодить губернатору.
По словам Крашенинникова, в законе четко прописаны полномочия, которые переданы мэру, ответственность за их исполнение и процедура, как можно его отстранять от должности — в каких случаях и так далее. Правила должны служить защитой честному мэру.
«Это прозрачная система, она как раз позволяет говорить о том, что здесь волюнтаризма будет значительно меньше. Нравится мэр губернатору или нет, судьба главы города должна всегда лежать в плоскости закона», — подчеркивает Крашенинников.
Еще один важный момент. Закон предусматривает только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
Источник: https://www.rg.ru/2025/05/30/iiun-vstupaet-v-silu.html