В МВД назвали способы избежать пяти новых уловок мошенников

Кибермошенники, признав рост цифровой грамотности как факт, меняют тактику. Преступники взяли на вооружение пять видов относительно новых кибератак, следует из данных МВД.

Первый — звонки от имени ФСБ, МВД и ФССП РФ (якобы из банка звонить перестали — не работает). Второй — двухуровневые звонки, когда сначала якобы связь «сбоит», а второй поступает уже от имени будто бы силовиков, разоблачающих мошенника, что позволяет втереться в доверие к жертве.

Третий набирает обороты — на почту или в мессенджер приходит сообщение, похожее на уведомление от портала госуслуг. В нем говорится о якобы назначенной проверке имущества или о долгах, аресте счетов или имущества под залогом. Вскоре в дверь звонят приставы в форме ФССП. Вежливо, но настойчиво предлагают «решить вопрос на месте, чтобы не доводить до ареста имущества».

Четвертый вид кибермошенничества самый распространенный среди пожилых — «силовики» предлагают поставить свое программное обеспечение, и деньги со счета жертвы автоматически списываются на счет злоумышленников.

Пятый вид — вовлечение детей. Он самый разветвленный по видам: несовершеннолетних через игры затягивают в совершение мошенничества и террористического акта — дети со своих телефонов и карт родителей списывают деньги, выносят из квартиры драгоценности, обливают краской банкоматы и военкоматы. Также их нередко обманом привлекают к дропперству. И хотя с 1 августа начали действовать обновленные правила для подростков при открытии банковских счетов, мошенничество с банковскими картами несовершеннолетних растет.

По всем пяти видам киберпреступлений, по данным «Сбера», в 2024 году было похищено 295 млрд рублей граждан, а по прогнозу на 2025 год сумма похищенных средств может составить до 340 млрд рублей.

«Дело не только в том, что кибермошенники чутко уловили тренд: цифровая грамотность растет, но они нашли в ней брешь — дети и пожилые, — говорит заместитель начальника Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД по Москве Владимир Прасолов. — Поэтому идет рост числа мошенничеств против несовершеннолетних и старшего поколения. Но не менее важна беспечность тех родителей, кто считает себя продвинутым: они дают детям свои банковские карты, пин-коды, пароли аккаунтов и приложений. Тут важно включать критика и учить этой критичности детей и стариков. Только так можно повышать цифровые навыки».

В МВД РФ рекомендуют обращать внимание на непривычное поведение собеседников в чатах, в Telegram, WhatsApp и других приложениях. Если «знакомый» вдруг обращается на «вы», или называет по имени и отчеству (взломе мошенники часто ведут переписку именно так), то это сигнал беды. Для защиты своих аккаунтов полицейские советуют не давать коды детям, а также включать двухфакторную аутентификацию.

И, наконец, никого нельзя впускать в дом. Также следует знать, ФСБ, МВД и ФССП не ведут расследований по телефону. А самое главное, если звонок вызывает даже малейшие подозрения, надо обрывать разговор и сбрасывать звонок и блокировать номер.

 

Источник: https://www.rg.ru/2025/08/05/v-mvd-nazvali-sposoby-protivodejstviia-novym-piati-vidam-kiberatak-moshennikov.html

Прокрутить вверх