Кибермошенники, признав рост цифровой грамотности как факт, меняют тактику. Преступники взяли на вооружение пять видов относительно новых кибератак, следует из данных МВД.
Первый — звонки от имени ФСБ, МВД и ФССП РФ (якобы из банка звонить перестали — не работает). Второй — двухуровневые звонки, когда сначала якобы связь «сбоит», а второй поступает уже от имени будто бы силовиков, разоблачающих мошенника, что позволяет втереться в доверие к жертве.
Третий набирает обороты — на почту или в мессенджер приходит сообщение, похожее на уведомление от портала госуслуг. В нем говорится о якобы назначенной проверке имущества или о долгах, аресте счетов или имущества под залогом. Вскоре в дверь звонят приставы в форме ФССП. Вежливо, но настойчиво предлагают «решить вопрос на месте, чтобы не доводить до ареста имущества».
Четвертый вид кибермошенничества самый распространенный среди пожилых — «силовики» предлагают поставить свое программное обеспечение, и деньги со счета жертвы автоматически списываются на счет злоумышленников.
Пятый вид — вовлечение детей. Он самый разветвленный по видам: несовершеннолетних через игры затягивают в совершение мошенничества и террористического акта — дети со своих телефонов и карт родителей списывают деньги, выносят из квартиры драгоценности, обливают краской банкоматы и военкоматы. Также их нередко обманом привлекают к дропперству. И хотя с 1 августа начали действовать обновленные правила для подростков при открытии банковских счетов, мошенничество с банковскими картами несовершеннолетних растет.
По всем пяти видам киберпреступлений, по данным «Сбера», в 2024 году было похищено 295 млрд рублей граждан, а по прогнозу на 2025 год сумма похищенных средств может составить до 340 млрд рублей.
«Дело не только в том, что кибермошенники чутко уловили тренд: цифровая грамотность растет, но они нашли в ней брешь — дети и пожилые, — говорит заместитель начальника Управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД по Москве Владимир Прасолов. — Поэтому идет рост числа мошенничеств против несовершеннолетних и старшего поколения. Но не менее важна беспечность тех родителей, кто считает себя продвинутым: они дают детям свои банковские карты, пин-коды, пароли аккаунтов и приложений. Тут важно включать критика и учить этой критичности детей и стариков. Только так можно повышать цифровые навыки».
В МВД РФ рекомендуют обращать внимание на непривычное поведение собеседников в чатах, в Telegram, WhatsApp и других приложениях. Если «знакомый» вдруг обращается на «вы», или называет по имени и отчеству (взломе мошенники часто ведут переписку именно так), то это сигнал беды. Для защиты своих аккаунтов полицейские советуют не давать коды детям, а также включать двухфакторную аутентификацию.
И, наконец, никого нельзя впускать в дом. Также следует знать, ФСБ, МВД и ФССП не ведут расследований по телефону. А самое главное, если звонок вызывает даже малейшие подозрения, надо обрывать разговор и сбрасывать звонок и блокировать номер.