Как закон защищает права потребителей
|Рассказываем, что делать, если вы купили некачественный товар
Если вы купили некачественный товар, вы можете вернуть его в магазин и получить обратно потраченные деньги.
Помните, что на вашей стороне Закон «О защите прав потребителей».
В соответствии с ним, если вы обнаружили в товаре дефекты и недостатки, вы можете:
потребовать замены на товар той же марки и модели;
потребовать замены на товар другой марки и модели, но с перерасчетом цены;
потребовать незамедлительного и бесплатного устранения недостатков купленного товара или, если чинили сами, возмещения расходов;
отказаться от сделки, вернуть некачественный товар и потребовать возврат денег.
Обратиться с претензией вы можете не только к продавцу, но и к изготовителю, и импортеру товара.
Я могу обратиться с претензией только в гарантийный срок?
Нет, не только. Рассказываем.
Вы можете прийти в магазин с претензией о недостатках товара в течение гарантийного срока товара. Гарантийный срок начинается с того момента, как товар оказался у вас. Но если мы говорим о сезонных товарах, есть особенность — их гарантийный срок и срок службы «исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей». Например, в Пензенской области установлено, что с 15 марта начинается весна, с 1 мая — лето, с 1 сентября — осень, а с 1 ноября — зима. В Москве немного иначе — весна начинается с 1 марта.
Если срок гарантии не установлен, то вы можете предъявить претензию в пределах двух лет с того дня, как получили товар (если не оговорен более долгий срок).
Постгарантийный период
Если гарантия на товар меньше двух лет, и недостатки вы обнаружили после того, как она закончилась, но в пределах двух лет, вы все равно можете предъявить требования продавцу, изготовителю или импортеру, но только если докажете, что недостатки эти возникли до покупки или по причинам, которые возникли до передачи товара вам.
Продавец говорит, что экспертизу должен буду оплатить я. Это правда?
Если возник спор о причинах возникновения недостатка у товара, продавец, изготовитель или импортер должен провести экспертизу товара за свой счет. Вы можете участвовать в проверке качества товара. Вы будете должны возместить расходы на проведение экспертизы, а также на доставку товара, только если она покажет, что в недостатках товара продавец, импортер и изготовитель не виноваты.
Что делать, если я потерял чек?
Отсутствие у вас товарного или кассового чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований.
Когда мне вернут деньги?
Продавец обязан вернуть вам деньги (или возместить расходы на ремонт) в течение 10 дней со дня предъявления претензии. За каждый день задержки выполнения требования продавец (импортер или изготовитель) должен будет заплатить неустойку в размере 1% от цены товара.
Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней.
Если у продавца на момент обращения нет нужного для замены товара, то срок увеличивается до месяца. Подробнее — тут.
А если продавец отказывается возвращать деньги или менять товар?
Обратитесь в Роспотребнадзор, тут есть телефоны и другие контакты организации. Если это не даст эффекта, то обращайтесь в суд.
Если дело дойдет до суда, и вы выиграете процесс, изготовитель (исполнитель, продавец, импортер и т. д.) заплатит штраф в размере 50% от суммы, присужденной вам.
Моральный вред вам по закону тоже могут компенсировать — сумму выплаты определит суд. Она не связана с размером возмещения имущественного вреда.