Платный прием в вузы будут регулировать на государственном уровне
Сенаторы вслед за депутатами Госдумы одобрили законопроект о регулировании платного обучения в вузах.
Теперь количество платных мест и их распределение по направлениям подготовки будет регулировать государство. Зачем? Так возможно решить проблему нехватки квалифицированных кадров по востребованным специальностям, уверены в правительстве.
Еще на февральском заседании Совета по науке и образованию при президенте РФ глава Минобрнауки Валерий Фальков отмечал: в последние годы шел последовательный рост контрольных цифр приема на инженерные направления, увеличивался и объем платного набора. В 2024 году доля первокурсников-инженеров достигла 41 процента.
«Но на платных отделениях до сих пор доминируют направления по экономике, управлению и юриспруденции», — подчеркнул тогда министр. В этом — проблема. Платный набор в основе своей — это гуманитарные направления, менеджмент, экономика и право. В правительстве же уверены, что платный прием тоже надо нацелить на задачи государства.
Как изменится теперь платный набор? Будет ли конкурс и на платные отделения? Ведь первые шаги по изменению правил платного набора сделаны уже в эту приемную кампанию. Федеральный порядок приема в вузы на 2025/2026 учебный год запретил «неограниченный» прием на платную форму обучения. Если раньше можно было расширять план приема по мере получения запросов, то теперь — нет.
Что думают в вузах
Елена Анохова, первый проректор МФТИ:
— Московский Физтех несколько лет назад формализовал строгие входные фильтры для поступающих на первый курс — от абитуриентов мы требуем не менее 85 баллов ЕГЭ по профильным предметам и 70 баллов ЕГЭ по русскому языку. Это позволяет нам набирать самых мотивированных первокурсников и обеспечивать высокий уровень образовательных программ. Стоит отметить, что, работая с очень ограниченным сегментом абитуриентов, способных выдержать наши требования, мы принимаем на коммерческие места не более 15% от всего набора.
Несмотря на введение в этом году ограничений на прием коммерческих студентов, мы не ждем «конкурса платников». Для МФТИ только высочайший уровень подготовки студентов является критерием эффективности реализации наших образовательных политик, а не деньги, которые нам приносят абитуриенты.
Андрей Хазин, ректор РГСУ:
— За последние годы обнажилась диспропорция в системе высшей школы: экономике не нужно, например, столько юристов и экономистов, но инженеров нужных специальностей вузы не готовят в необходимом объеме. В значительной мере это связано с ситуацией на рынке труда 25-35-летней давности, и родители абитуриентов зачастую находятся в той — 90-х годов — парадигме. Курс на независимую экономику выявил потребность в необходимости развития образования в сферах, в первую очередь, инженерной школы, что требует подготовки специалистов в области машиностроения, проектирования, приборостроения, а также других реальных отраслей производства, искусственного интеллекта. Уже сегодня экономика сталкивается с огромным дефицитом кадров в этих направлениях. Законопроект позволит Правительству закладывать определенные задачи по подготовке кадров «навырост», с учетом сегодняшних потребностей и завтрашнего рынка труда. В РГСУ мы регулярно корректируем учебные программы в соответствии с запросами работодателей, рассматривая их как заказчиков нашей работы.
С учетом этих задач в рамках нового закона в высшую школу будут направлены ресурсы за счет сокращения тех направлений подготовки кадров, которые сегодня не востребованы в экономике.
Алексей Егоров, директор Студенческого офиса НИЯУ МИФИ:
— Это никак не повлияет на работу приемной комиссии и на кампанию в целом. Конкурс будет уже в этом году, ведь места уже ограничили порядком приема. Но для МИФИ, думаем, ситуация не изменится.
Михаил Левин, директор программ высшего образования Университета креативных индустрий Universal University:
— Думаю, новый законопроект отразится на конкурсе в университеты: серьезных изменений, вероятно, не будет, но, на мой взгляд, на отдельных направлениях конкуренция точно повысится. Если количество мест будет ограничено, это, безусловно, скажется на составе групп: есть вероятность, что они будут сформированы из более сильных студентов.
Также можно ожидать повышения стоимости платных программ. Поскольку предполагается сокращение количества платных мест, у вузов возникнет необходимость компенсировать снижение объема платного приема — в том числе за счет повышения цен. Пока сложно говорить о конкретных цифрах, поскольку нет точных данных о масштабах будущих ограничений, но такой сценарий вполне вероятен.